Рекомендации для сотрудников образовательного учреждения по действиям при возникновении террористических угроз и иных преступных посягательств.
-
- Основные признаки возможной подготовки и осуществления террористической деятельности.
Следует учитывать, что, как правило, исполнители террористических акций свои преступные намерения предпочитают осуществлять на объектах, где они работают (работали), имеют на них знакомых или в окружении которых проживают. Это позволяет им более полно изучить характер и специфику производственной деятельности объекта, облегчает возможность тщательной подготовки террористической акции, применение соответствующих орудий и средств их совершения, выбора соучастников и пособников.
При организации антитеррористической защиты образовательного учреждения необходимо также учитывать возможность, при существующем уровне физической охраны и внутриобъектового режима, относительно свободного проникновения на них и к уязвимым участкам (зонам, оборудованию) посторонних лиц, что, в конечном счете, облегчает доставку террористических средств, а также вывод из строя аппаратуры контроля, автоматики, связи и т.п.
Необходимо учитывать, что террористы совершенствуют тактику подрывных действий, применяют труднораспознаваемые способы совершения террористических актов, маскируют их под аварии и другие ЧС, якобы совершившиеся в результате неумышленных действий, несовершенства технологических процессов, осуществляют свои акции на таких участках, где уничтожаются следы деятельности преступника, используют специальные устройства замедленного и дистанционного действия.
Основными признаками возможной подготовки и осуществления террористической деятельности являются:
- появление лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки в близлежащем окружении объекта возможной террористической атаки, повышенный или неадекватно мотивированный интерес к определенным аспектам в его деятельности;
- неоднократное появление подозрительных лиц у выбранных объектов и проведение ими фото - и видеосъемки, составление планов, схем и т.п.;
- необоснованное вступление в контакт с персоналом и сотрудниками охраны, выведывание у них режима работы, порядка доступа, обеспечения безопасности и т.д.;
- проникновение в подвалы и на чердаки лиц, которые не имеют отношения к их техническому обслуживанию;
- наличие у посторонних посетителей (лиц, вызывающих подозрение) документов, проверка которых охраной на входе в здание учебного заведения, не дает информации, о личности предъявителя;
- сообщение администрации и персоналу учебного заведения ложной информации;
- поиск лиц, из числа персонала, способных за солидное вознаграждение выполнить малозначимую работу (передача пакета, свертка, посылки) в целях проноса ВУ во внутренние помещения учебного заведения;
- изучение уязвимых участков и порядка доступа к ним, порядка системы пропускного режима и охраны объекта;
- выяснение вопросов, связанных с возможностью искусственного создания аварийной ситуации;
- проявление интереса к возможным последствиям применения в конкретных условиях данного объекта взрывчатых, зажигательных и других пригодных для диверсии средств;
- изыскание путей и способов скрытой доставки на объект террористических средств;
- создание условий для совершения взрыва, пожара, вывода из строя оборудования путем отключения приборов, автоматики и сигнализации, открытия и переключения дренажей, пробоотборников, кранов, задвижек;
- создание условий, препятствующих ликвидации ЧС, затрудняющих тушение пожара путем вывода из строя противопожарных и других противоаварийных систем, средств индивидуальной защиты персонала;
- наличие на месте происшествия средств для взрыва и поджога, их остатков и следов применения (наличие на металле емкостей, трубопроводов, резервуаров различных отверстий, пробоин, разрывов);
- обнаружение на месте вероятного ЧС отдельных компонентов, из которых могут быть изготовлены взрывчатые вещества и средства подрыва;
- обнаружение различных приспособлений, предметов для крепления взрывозажигательных устройств, применение специальных трудно гасимых зажигательных средств (термита, фосфора, напалма).
-
- Действия при типовых ситуациях.
Обучение руководителя, лица, ответственного за безопасность, сотрудников образовательного учреждения действиям в чрезвычайных ситуациях.
Основными формами антитеррористического обучения являются лекции и семинары, индивидуальная подготовка и общие антитеррористические учения учащихся, сотрудников образовательного учреждения.
Следует также организовывать и совместные антитеррористические учения сотрудников образовательного учреждения с правоохранительными органами, что позволит отладить взаимодействие с правоохранительными органами, глубже понять роль и место объектовых профилактических мероприятий в общей системе профилактических мер по борьбе с терроризмом.
По мнению специалистов, в настоящее время зачастую единственным методом, позволяющим имитировать и разыгрывать на любом объекте различные нештатные ситуации, когда их нельзя реализовать в действительности или когда их реализация связана с большими временными, финансовыми и другими затратами, являются компьютерные игры-учения.
Одно из основных условий эффективности разрабатываемых мероприятий -
поддержание системы антитеррористической защиты в постоянной готовности. Беспечность и кампанейщина в этом вопросе недопустимы. Систематически следует проводить вводный инструктаж при приеме сотрудника на работу, повышении по службе, плановые занятия по подразделениям, внутренние учения для всего персонала и т.д.
Для детального анализа и конкретизации инструктивно - методических рекомендаций целесообразно выделять восемь типовых ситуаций:
- обострение криминогенной обстановки в регионе или городе в связи с неблагоприятными социально-политическими и экономическими процессами в стране, продолжающимися военными конфликтами, высказываниями террористами угроз в СМИ;
- обнаружение учащимися, сотрудниками образовательных учреждений предмета с явными признаками ВУ или иного взрывоопасного предмета, способного причинить смерть, серьезные увечья или существенный материальный ущерб объекту;
- обнаружение подозрительных предметов, требующих специальной проверки в целях установления их реальной взрывной, радиационной, химической и биологической опасности (предметов, имитирующих ВВ и ВУ, радиационно-опасных предметов, сильнодействующих и ядовитых веществ, животных, инфицированных возбудителями особо опасных инфекций);
- совершение террористической акции (или диверсии) способом взрыва, повлекшей за собой человеческие жертвы, уничтожение и повреждение материальных ценностей, панику, длительное отключение электроэнергии, тепла, газа;
- получение руководителем, сотрудниками образовательного учреждения конкретных угроз террористического характера по телефону, в виде анонимных писем или по иным средствам коммуникации;
- совершение террористической акции путем захвата и удержания заложников на территории или в помещениях образовательного учреждения;
- взаимодействие с правоохранительными органами и другими ведомствами и организациями, прибывшими на объект по факту происшествия террористической или диверсионной окраски;
- восстановление нормального режима работы образовательного учреждения, ликвидация последствий происшествия, устранение причин и условий, способствовавших террористическому или диверсионному проявлению и возникновению чрезвычайной ситуации.
-
- Взрывные устройства, используемые террористами, способы их доставки к месту проведения теракта.
Главным демаскирующим признаком террориста-смертника является наличие при нем взрывного устройства. Такое устройство крепится, как правило, на теле боевика (подозрительные выпуклости в районе пояса), но может использоваться и в качестве носимого объекта, замаскированного под бытовой предмет, детскую коляску и тому подобное.
Характер и мощность используемого в терактах ВУ во многом определяется способом его доставки к объекту. Одним из наиболее простых и широко распространенных является ВУ, переносимое в чемоданах, тюках, пакетах и т.п. В дополнение к взрывчатому веществу (далее - ВВ) для создания большого поражающего воздействия оно обычно начиняется гвоздями, болтами, стальными шариками. Детонатор ВУ находится в складках одежды или кармане брюк террориста, далее через отверстие в одежде провода тянутся к самому ВУ.
Другим распространенным методом размещения ВУ является применение жилета или поддерживаемого накладными лямками пояса с большим количеством карманов с брикетами ВВ. Имеются два выключателя - один для постановки ВУ на боевой взвод, другой - для приведения его в действие (размещается в кармане брюк). Пояс может использоваться и для самоуничтожения террориста при опасности его захвата правоохранительными органами.
Так как обыскивают человека обычно в районе живота, боков и нижней части туловища, появились пояса, носимые на груди. Наиболее совершенные пояса и жилеты имеют минимальное количество металлических элементов, что создает трудности для выявления их с помощью технических средств. Чем сложнее оборудование, тем больше вероятность его отказа, поэтому предпочтение отдается наиболее простым элементам.
В настоящее время нательные пояса с ВУ стали меньше по размерам, в них начали использовать взрывчатое вещество, которое не обнаруживается приборами досмотра. Появились электронные взрыватели, соединенные с датчиками кровяного давления и пульса: они приведут ВУ в действие, если террорист будет ранен и не сможет сам его применить. Подобными взрывателями оснащают и террористов с машинами, начиненными взрывчаткой.
Ужесточение форм визуального и технического контроля привело к принципиально новому способу транспортировки ВУ смертником - проглатыванию контейнеров со взрывчаткой по типу контрабандной транспортировки наркотиков. Небольшие объемы размещаемой подобным образом ВВ тем не менее позволяют гарантированно разрушит
любой современный авиалайнер, вызвать психологический шок и панику в местах массового скопления людей. Использование «живых бомб» подобного типа может быть первой, отвлекающей частью террористического акта, за которым следует подрыв традиционного ВУ с высоким поражающим действием.
Наибольшее количество жертв и разрушений от акций смертников возникает в случае использования начиненных ВВ транспортных средств, в т.ч. грузовых и легковых автомашин, мотоциклов, велосипедов, вьючных животных (не исключено использование собак). Количество ВВ в этих случаях ограничивается только грузоподъемностью транспортного средства и его запасами у террористов.
Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п., автотранспорт - угнанный, брошенный, без признаков наличия владельца и т.д.
Внешние признаки предметов, по которым можно судить о наличии в них взрывных устройств:
- наличие связей предмета с объектами окружающей обстановки в виде растяжек, прикрепленной проволоки и т.д.;
- необычное размещение обнаруженного предмета;
- шумы из обнаруженного подозрительного предмета (характерный звук, присущий часовым механизмам, низкочастотные шумы);
- установленные на обнаруженном предмете различные виды источников питания, проволока, по внешним признакам, схожая с антенной и т.д.
-
- Обнаружение подозрительного предмета на территории образовательного учреждения или вблизи него.
Если в образовательном учреждении или на его территории кем-либо обнаружена забытая или бесхозная вещь необходимо опросить учащихся, сотрудников образовательного учреждения находящихся рядом. Постараться установить, чья она или кто мог ее оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщить о находке сотруднику охраны.
При получении информации об угрозе взрыва или обнаружении подозрительного предмета, взрывного устройства охранник, сторож, вахтер или дежурный администратор обязаны немедленно доложить об этом руководителю объекта, а при его отсутствии на объекте дежурному органа внутренних дел с последующим повторным докладом руководителю объекта.
Руководитель образовательного учреждения при получении информации об угрозе взрыва или обнаружении подозрительного предмета, взрывного устройства обязан:
- сообщить о ситуации на объекте в дежурную часть территориального органа внутренних дел, территориального органа безопасности, начальнику отдела образования, в вышестоящий орган исполнительной власти края, (схема оповещения должна быть согласована и отработана заранее со всеми заинтересованными службами);
- организовать эвакуацию учащихся, педагогических работников, используя маршруты, удаленные от места нахождения подозрительного предмета;
- организовать силами подразделения охраны ограничение доступа посторонних лиц к взрывоопасному предмету;
- обеспечить доступ во взрывоопасную зону специалистов правоохранительных органов для обследования предмета и обезвреживания ВУ, оказывать необходимое содействие их деятельности.
Сотрудник охраны при получении информации об угрозе взрыва до прибытия следственно-оперативной группы должен:
- точно определить место нахождения подозрительного предмета;
- опросом заявителя и очевидцев установить время обнаружения предмета, зафиксировать установочные данные лиц, обнаруживших находку, и обеспечить их присутствие к моменту прибытия оперативно-следственной группы правоохранительных органов;
- дать указание не приближаться, не трогать, не вскрывать, не перемещать находку, не заливать ее жидкостью, не засыпать песком и грунтом, не пользоваться радио- и электроаппаратурой, переговорными устройствами;
- силами других сотрудников охраны или сотрудников образовательного учреждения обеспечить оцепление места расположения предмета и находиться на безопасном расстоянии от него;
- при необходимости организовать отключение бытовых и производственных коммуникаций газа, воды и электричества;
- не снижая уровень охраны объекта, обеспечить возможность беспрепятственного прохода или проезда к предмету сотрудников и транспорта следственно-оперативной группы;
- предоставить возможность специалистам оперативно-следственной группы побеседовать с заявителем и другими лицами, подходившими к подозрительному предмету;
- усилить контроль за состоянием охраны всего объекта, т.к. возможны террористические проявления либо аналогичного, либо иного рода в других местах на объекте.
При обнаружении подозрительных предметов, следует соблюдать следующие меры безопасности:
- не курить;
- не пользоваться мобильными телефонами, электрозажигалками и другими источниками огня или искровоспроизводящими предметами;
- не трогать руками и не касаться с помощью других предметов;
- не трясти, не бросать, не сгибать, не открывать;
- место обнаружения предмета немедленно покинуть, обеспечив охрану;
- оповестить окружение (сотрудников, членов семьи, других людей);
- незамедлительно сообщить о случившемся в правоохранительные органы;
- помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.д;
- не подходить к взрывным устройствам и подозрительным предметам ближе расстояния, указанного в таблице.
Рекомендуемые расстояния удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства (ВУ) или предмета, похожего на ВУ:
-
- Получение сигнала об эвакуации.
Если учащиеся, сотрудники образовательного учреждения находятся на своих рабочих местах необходимо последовательно выполнить следующие действия:
- без спешки, истерик и паники взять с собой личные вещи, документы, деньги, ценности, одежду;
- закрыть окна, выключить оргтехнику, электроприборы, освещение;
- взять с собой и при необходимости использовать индивидуальные средства защиты (противогаз, респиратор);
- закрыть дверь на ключ, ключ оставить в замке;
- покинуть помещение, двигаясь маршрутами, обозначенными в схемах эвакуации;
- отойти от здания и выполнять команды эвакуаторов;
- возвращаться в покинутое помещение только после разрешения ответственных
лиц.
-
- Поступление угрозы по телефону.
Телефон является средством связи, которое часто используют как преступники (для передачи сообщений о заложенных бомбах, захвате людей и предъявлении политических или корыстных требований выкупа, о шантаже и других криминальных проявлениях), так и «телефонные хулиганы», высказывающие мнимые угрозы разного толка. Принимая анонимное телефонное сообщение о возможном совершении актов терроризма необходимо помнить, что такого рода звонки несут важную криминалистическую информацию, и поэтому необходимо в разговоре с анонимом запомнить и зафиксировать как можно больше сведений: зафиксировать дату, время и продолжительность анонимного звонка; место установки телефона, на который проследовал звонок, его номер, принадлежность конкретному подразделению и сотруднику.
При получении анонимного звонка необходимо предпринять попытку «завязать разговор» с анонимом и попытаться выяснить конкретные сведения о его личности, профессии, месте нахождения; и, если возможно, склонить к добровольному отказу от задуманной акции.
По окончании разговора с анонимом, не кладя трубку на телефонный аппарат, немедленно сообщить о случившемся руководителю службы безопасности (службы охраны) для принятия ими неотложных мер по предупреждению и локализации возможных тяжких последствий, а также розыску анонима.
По памяти составить подробное описание высказанных угроз или сообщенных сведений о предполагаемых актах терроризма, а также выдвинутых ультиматумах и других требованиях.
Все данные об обстоятельствах проявления, содержании угроз или сведений, изложенных анонимным абонентом, характеристике его голоса, речи, манере изложения угроз и требований сообщить руководителю службы безопасности (службы охраны) предприятия.
Во избежание распространения слухов и паники обсуждать полученную от анонима информацию с другими сотрудниками не рекомендуется.
При поступлении угрозы на телефонный аппарат с автоматическим определителем номера и звукозаписывающим устройством сразу после завершения разговора с анонимом извлечь кассету (мини-диск) с аудиозаписью и принять меры к ее сохранности. Незамедлительно установить на ее место новую кассету, т.к. возможен второй звонок злоумышленника.
-
- Взрыв на территории объекта.
В случае совершения взрыва на территории образовательного учреждения или в его здании сотруднику охраны необходимо немедленно организовать и обеспечить выполнение следующих основных мероприятий:
- по списку экстренного вызова вызвать на объект пожарных, скорую помощь, спасателей, коммунальные службы (газ, электричество, тепло);
- по списку экстренного оповещения сообщить о происшествии руководству (администрации) образовательного учреждения, в правоохранительные органы;
- содействовать эвакуации персонала из очага взрыва, разрушенных или поврежденных взрывом помещений;
- до прибытия службы скорой помощи оказать пострадавшим экстренную медицинскую помощь;
- отключить подачу электроэнергии, газа, воды, тепла в поврежденные взрывом помещения;
- обеспечить оцепление места взрыва и его изоляцию до прибытия компетентных органов силами других сотрудников охраны или персонала объекта;
- при возникновении пожара принять меры к его тушению собственными силами и имеющимися противопожарными средствами.
- 8.Захват заложников.
При захвате учащихся, сотрудников образовательного учреждения или его посетителей в заложники сотруднику охраны необходимо:
- незамедлительно сообщить о чрезвычайном происшествии в правоохранительные органы и руководству объекта;
- при возможности блокировать место происшествия, силами других сотрудников охраны;
- повысить бдительность сотрудников охраны на всех постах. Перевести систему видео наблюдения объекта в режим записи;
- не вступая в переговоры с террористами, по возможности выполнять их требования, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей;
- обеспечить эвакуацию персонала, оказавшихся вне места захвата заложников;
- прекратить доступ на объект людей и проезд автотранспорта;
- принять меры к беспрепятственному проходу и проезду на объект сотрудников правоохранительных органов;
- по прибытии спецподразделений ФСБ России и МВД России предоставить им всю необходимую информацию: схемы объекта, поэтажные планы, расположение систем видео наблюдения, вентиляции, электроснабжения и др.;
- в дальнейшем действовать в соответствии с распоряжениями руководителя контртеррористической операции.
Администрации образовательного учреждения необходимо:
- незамедлительно сообщить о сложившейся ситуации в правоохранительные органы;
- не вступать в переговоры с террористами по своей инициативе;
- по возможности надо выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей;
- не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
- оказать помощь сотрудникам МВД, ФСБ в получении интересующей их информации
При обучении учащихся, сотрудников образовательного учреждения следует обращать их внимание на следующие рекомендации специалистов.
Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у террористов и бандитов. При этом жизнь заложников становиться предметом торга: политического или корыстного.
В ситуации, когда проявились признаки угрозы захвата заложниками, необходимо:
- постараться избежать попадания в их число. Немедленно покинуть опасную зону или спрятаться;
- спрятавшись, дождаться ухода террористов, при первой возможности покинуть убежище и удалиться.